Классификация токоведущих линий

Шинопровод
В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяются на гибкие (при использовании проводов) и жёсткие (при использовании жёстких шин).
В зависимости от назначения шинопроводы подразделяются на:
• магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприёмников;
• распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприёмников;
• троллейные, предназначенные для питания передвижных электроприёмников;
• осветительные, предназначенные для питания светильников и электроприёмников небольшой мощности».
Магистральный и распределительный ШП
Элементы шинопровода по ГОСТ 6815-79
Полимербетонный шинопровод
Особенности применения
• На токи до 630А массово применяются кабельные трассы на металлическом лотке.• В диапазоне 630..800А выбор между кабельной трассой и шинопроводом зависит от специфики объекта.
• На токи выше 1000А экономически оправдано применение шинопроводов.
Особенности соединения трассы
Кабельная трасса:
• Значительное время на соединение. • Требуется специальный инструмент.
• Требуются дополнительные материалы.
• Присутствует «человеческий фактор».
Шинопровод:
• Монтаж шинопровода осуществляется с помощью специального блока в полной заводской готовности и одного (реже 2) болтов.
Особенности геометрии трассы
Кабельная трасса:
• Значительный радиус поворота. Растет с увеличением передаваемой мощности.
Шинопровод:
• Повороты под прямым углом 900 и занимает минимальное место.
Сравнение токоведущих линий
Общая информация
Требования к предельной огнестойкости:
R (до 2013 г. – требование по сохранению несущей способности и недопущению обрушения конструкции или возникновения предельных деформаций).
E (с 2014 г. – требование по сохранению работоспособности в условиях пожара по ФЗ 123 и ГОСТ 53316).
Огнестойкость кабеленесущих систем
Особенности огнестойкости
• Независимо от типа металлолотка при соблюдении правил монтажа ОКЛ показатель огнестойкости по параметру потери несущей способности – R180.
• Шаг между опорами всегда 1200 мм.
• Для увеличения несущей способности при настенном и потолочном креплении необходима дополнительная фиксация краев монтажных эелемнтов металлическими шпильками.
• Огнестойкость кабельной линии не зависит от способа прокладки (стеновое, потолочное или напольное крепление).
• Не допускается укладка в трассу ОКЛ не огнестойких кабелей.
Потеря несущей способности: R180.
Потеря сигнала: E15, E30, E45, E60, E90 (в зависимости от марки и сечения, производителя кабеля, особенностей монтажа по СТО производителя).
Особенности огнестойкости пластиковой кабельной линии
• Кабель укладывается в стальную проволочную сетку и крепится к несущей поверхности специальным дюбель-хомутом (металлический дюбель + саморез с пресс шайбой + огнестойкая жесткая лента).
• Монтажные коробки должны быть выполнены из нераспространяющего горение, самозатухающего пластика, с использованием керамических клемм.
• Креплением пластиковых труб допустимо только на металлические скобы или металлической лентой.
• Не допускается укладка в трассу ОКЛ не огнестойких кабелей.
Потеря несущей способности: R30, R45, R60. Потеря сигнала: E30, E45, E60.

Особенности огнестойкости металлических шинопроводов (Al)
• Потеря сигнала всегда зависит от типа применяемой изоляции шин (лавсан, полимер).
• E=R. При использовании правильной изоляции потеря сигнала будет всегда происходить при разрушении линии.
• Если пожар локальный – огнестойкость будет стремиться к бесконечности (отвод тепла в непрерывной конструкции). • В 99% случаев потеря несущей способности и огнестойкости определяется монтажной системой.
• Несложная конструкция противопожарных переходов (через стены, перекрытия), в т.ч. вертикальных.
• Коробки отбора мощности не являются слабым местом системы.
Потеря несущей способности: R60 (Al)
Потеря сигнала: E60 (Al)

Особенности огнестойкости полимербетонного шинопровода
• Имеет максимальную степень огнезащиты (сопоставима с перекрытиями).
• Коробки отбора мощности не являются узким местом (литые).
• Простая огнезащита проходов через стены и перекрытия.
• Высокие риски обрушения ввиду высокой массы.
• Длинная вертикальная трасса требует сложной системы компенсации линейных расширений.
• После знакопеременного температурного воздействия шинопровод теряет свои свойства (растрескивание).
Потеря несущей способности: R240
Потеря сигнала: E240
АЛЮМИНИЕВЫЙ ШИНОПРОВОД Температура плавления Al около 660 °С. Удельное электрическое сопротивление 0,028 Ом * мм 2 /м. Шины выполняются из достаточно чистого Al (мягкий и непрочный металл, который имеет низкие предел текучести и предел ползучести. Декристаллизация при 200 °С – 0,7 кгс/мм2 . Это ограничивает применение алюминия по допустимым нагрузкам).
МЕДНЫЙ ШИНОПРОВОД Температура плавления Cu около 1100 ° С. Медь обладает самой низким удельным электросопротивлением среди всех металлов неблагородной группы —0,017 Ом ● мм 2 /м, т.е. в 1,65 раза меньше, чем у алюминия. Высокая температура плавления позволяет без проблем работать им долгое время в нагретом состоянии. При температуре 500° С медный проводник может работать долгое время. При испытании конструкций на огнестойкость по ГОСТ 30247.0-94 температура 925 градусов достигается через 60 мин. после начала испытаний. При создании медных шинопроводов с высокой огнестойкостью надо обратить внимание на корпус.
СТАЛЬНОЙ ШИНОПРОВ Температура плавления Fe 1500 ° С. Удельное электросопротивление 0,1 Ом * мм 2 /м, т.е. в 5,9 раз выше, чем у меди и в 3,6 раз выше, чем у алюминия. Сейчас стальные шинопроводы используются редко. Толщина стальных шин обычно не превышает 6 мм.
ПОЛИМЕРБЕТОННЫЙ ШИНОПРОВОД Медь защищена полимербетоном (который имеет очень низкую теплопроводность). Полимербетонный шинопровод наиболее пожаро-устойчив. И выдерживает более 4 час. воздействия открытого огня.
Шинопровод